четверг, 17 марта 2016 г.

Про конкуренцию в стартап мире


При анализе любого проекта, и менеджмент проекта, и потенциальные инвесторы, естественно, должны рассматривать конкурентное поле и текущее состояние рынка. Но заметил я тут одну особенность, вызванную видимо профессиональной деформацией.

Практически про любой проект можно сказать, что есть уже масса аналогов, которые ушли далеко вперед и заявляют об огромных результатах(всегда лучше там, где нас нет). А если сложилось таких прямых конкурентов нет или немного, то любая крупная компания типа Google, обязательно решит задачу в общем виде и шансов выжить у проекта вообще никаких не будет. При этом как абстрактное юр. лицо создает продукты сходу непонятно, но раз оно большое - наверняка может.




Кейс, который меня подтолкнул на такие размышления - это постоянные отсылки RoboCV к Google Car. Типа таких: если Google решит задачу для автомобилей (а она же уже, естественно, почти 100% решена, вон сколько всего на Техкранче написано), то все остальные беспилотные кейсы сразу станут commodity и любой третьеклассник на коленке сможет автопилот для складов заебашить. То что требования к безопасности другие, то что бизнес требования отличаются и т.п., это уже вторично. Хотя по такой логике по идее любая задача ИТ решена. Ассемблер же есть, и автоматизированные системы, которые что-то в принципе автоматизируют. Задача в общем виде решена.

Но не надо забывать:
  • любой продукт делают люди, и каким он получится зависит от конкретных людей, а не от абстрактной "организации" и ресурсов. Понятно, что чем больше ресурсов, тем меньше трудностей, но деньги никогда не были гарантией успеха
  • то что пишут в новостях/рекламах и т.п., и то что сделано в реальности "две большие разницы", а выводы, к сожалению, очень часто делаются на основе информации из СМИ. Нельзя же знать внутреннюю кухню всех компаний.
Так что стратегия голубого океана - это конечно круто, но если есть четкое понимание, почему можно сделать лучше, то потенциально большая в будущем(от корпоратов или стартапов) или большая по мнению сми и PR конкуренция - это еще не повод считать, что шансов на успех нет.

Вспоминается отрывок из "Вы конечно шутите, мистер Фейнман"
Несколько лет спустя я стал работать в Лос-Аламосе, где встретил человека по имени Фредерик де Хоффман. Вообще-то он был ученым, но, кроме того, и очень хорошим администратором. Не получив систематического образования, он любил математику и напряженно работал, компенсируя этим недостаток в подготовке. Позднее он стал президентом или вице-президентом компании "Дженерал Атомикс" и после этого заметной личностью в промышленном мире. Но в то время это был просто очень энергичный человек, энтузиаст с открытыми глазами, помогавший Проекту [* Имеется в виду Манхэттенский проект- программа по созданию атомной бомбы] как только мог.
Однажды мы вместе обедали, и он рассказал мне, что прежде, чем приехать в Лос-Аламос, он работал в Англии.
- Какой работой вы там занимались? - спросил я.
- Я занимался металлизацией пластмасс. Я был одним из молодых сотрудников в лаборатории.
- Как шло дело?
- Довольно хорошо, но у нас были кое-какие трудности.
- Вот как?
- Когда мы только начали разрабатывать процесс, в Нью-Йорке объявилась компания...
- Какая компания в Нью-Йорке?
- Она называлась корпорация "Метапласт". Они продвинулись дальше, чем мы.
- Откуда вы знаете?
- Они все время рекламировали себя в "Современных пластмассах", помещая на всю страницу объявления с картинками тех вещей, которые они могли покрывать металлом, и мы поняли, что они ушли далеко вперед.
- Вы видели какое-нибудь их изделие?
- Нет, но по этой рекламе можно было сказать, что они нас опередили. Наш процесс был довольно хорош, но не было смысла даже пытаться соревноваться с американским процессом вроде того, какой был у них.
- Сколько химиков работало в вашей лаборатории?
- У нас было шесть химиков.
- Как вы думаете, сколько химиков было у корпорации "Метапласт"?
- О, у них, должно быть, был настоящий химический отдел!
- Не могли бы вы описать мне, как, на ваш взгляд, мог бы выглядеть главный химик-исследователь корпорации "Метапласт" и как могла работать его лаборатория.
- Насколько представляю себе, у них было 25 или 50 химиков, а у главного химика-исследователя свой собственный кабинет, специальный, со стеклом. Знаете, как показывают в фильмах. Молодые ребята все время заходят с исследовательскими проектами, над которыми они работают, получают у него совет и бегут работать дальше, люди постоянно снуют туда-сюда. При их 25 или 50 химиках, как, черт возьми, можно было с ними конкурировать?
- Вам будет интересно и забавно узнать, что сейчас вы беседуете с главным химиком-исследователем корпорации "Метапласт", чей штат состоял из одного мойщика бутылок!

Выводы делайте сами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий